Сначала надо залогиниться, идiотъ

Звезда-бездельница-плакса

Сверкающая фотография изображала дочь американского миллиардера Вандербильда в вечернем платье. Там были меха и перья, шелк и жемчуг, легкость покроя необыкновенная и умопомрачительная прическа.
Это решило все.
— Ого! — сказала Эллочка самой себе.
Это значило: «Или я, или она».
И.Ильф и Е.Петров. “Двенадцать стульев”

Илья Ильф и Евгений Петров придумали Эллочку Щукину осенью 1927-го года. А за полгода до этого, 15 февраля 1927 года студия Парамаунт выпустила немой кинофильм, в одном из эпизодов которого снялся никому тогда еще не известный актер Гари Купер. Но вовсе не из-за Гари Купера вошла в историю та картина.

Создательница жанра легкой литературной эротики для женщин Элинор Глин приехала в Голливуд в начале двадцатых. Ей было уже за пятьдесят, ее книги продавались огромными тиражами, но как это обычно бывает у успешных людей — чего-то писательнице не хватало. Элинор ходила по киностудиям и предлагала всем новый образ — юной и сексуальной девушки-бездельницы, шастающей по магазинам и… и больше ничего не делающей. Свое удивительное создание Элинор называла It — нечто неопределимое, “оно”, лишенное всяческих присущих только ему черт. Только такое “оно” могло превратиться во что угодно с помощью одного только шоппинга.

Идея Элинор привлекла внимание продюсеров малоизвестной 22-х летней актрисы Клары Боу. Фильм по сценарию Элинор Глин с Кларой Боу в главной роли так назвали — “It”. Затея удалась — немедленно после выхода фильма Клара Боу стала звездой. Но звездой не кинематографа. Клара стала… просто звездой. Первой в истории человечества официальной “The It Girl” — это название для нее придумала Элинор Глин. Как и полагается каждой it girl, у Клары была и подруга — актриса Луиза Брукс, вошедшая в историю не только тем, что ввела моду на короткую женскую прическу-каре, но и тем, что была первой в мире официальной вице-it girl. И как и полагается вице-it girl, Луиза была куда как более успешной в профессии, нежели Клара.

Трудно сказать, знали ли Ильф и Петров о Кларе Боу и Луизе Брукс когда создавали своих Эллочку Щукину и Фиму Собак — ведь настоящие Эллочка (Клара) и Фима (Луиза) отжигали в Голливуде именно во время написания “Двенадцати стульев”. Но если даже классики рисовали своих героев с кого-то другого, это только подтверждает нам вечность сюжета — вряд ли Элинор Глин сама придумала свою бездельницу, шатающуюся по магазинам. Вряд ли только у Клары Боу была подруга-советчица. Скорее всего, подобные пары идеальных потребительниц были всегда. Но вот чего в истории никогда не было — так это современного уровня развития легкой промышленности. И чем больше в природе существует сумок “Луис Виттон” — тем больше будет девушек, которые захотят их купить. И тем больше вокруг нас будет it girls.

Принято считать, что it girl — явление редкое. И комичное якобы противостояние Ксении Собчак и наверняка ничего о ней не знающей Пэрис Хилтон так напоминает нам не менее комичное противостояние Эллочки Щукиной и уж точно ничего не знавшей о ней “заносчивой Вандербильдихи”. Но сколько таких Ксений Собчак и Пэрис Хилтон существует на самом деле, вне таблоидов и телешоу? Дарьи Жуковы, оставляющие в магазинах по двести тысяч долларов за день, есть не только у Романа Абрамовича. Миллиардеров много. Миллионеров — еще больше. А девушек при них — и не сосчитаешь.

Очевидно, что придуманный Элинор Глин образ требовал уточнения. И эти уточнения были сделаны. В 2001-м году на Бродвее стартовал мюзикл The It Girl, посвященный уже самой Кларе Боу. Которая, как мы помним, отличалась от героини фильма It тем, что была настоящей звездой.

В этом и состоит уточнение термина. It girl — это не просто шопоголичка. It girl обязательно должна быть звездой. Но, в отличие от звезды кино, поп-звезды или звезды спорта, it girl — звезда “ничего”. Просто звезда. Которая светит сама по себе. Звезда таблоидов и светских хроник. Звезда сплетен и папарацци. Скорее всего это или дочь богатых родителей, или содержанка богатого любовника. Жена богатого мужа it girl быть не может — ни один муж этого не выдержит.

Еще совсем недавно считалось, что it girl может быть девушкой, которая сделала себя сама. Что “бездельницей” можно стать и потом — хватило бы возраста. It girls называли и Линдси Лохан, и Бритни Спирс. Никто уже не вспомнит о пятнадцати фильмах, в которых снялась за двадцать один год своей жизни Линдси Лохан — зато все знают, что она ездит пьяная за рулем, и камера Пэрис Хилтон по ней давно плачет. Никто уже и не вспоминает о том, с каким триумфом и скоростью Бритни Спирз покорила мир — теперь это всего лишь толстая разведенная мать двоих детей, которая постоянно попадает в реабилитационные клиники из-за проблем с наркотиками и алкоголем.

Нет, это не it girls. Термин снова требует уточнения. Ильф и Петров нарисовали нам идеальный образ — Эллочки, которая не делает ничего. Да, Ксения Собчак и Пэрис Хилтон зарабатывают немалые деньги и сами — но это лишь следствие их популярности как it girls, а не первооснова. Изначально, фундаментально и Пэрис и Ксения — совершенные бездельницы. В этом и состоит смысл слова it — гениальная пустота. Абсолютное ничто, из которого можно выстроить что угодно.

В 1986-м году король ужаса Стивен Кинг написал одну из самых толстых своих книг — 1138-страничный роман It. В романе описывалось нечто, не имевшее каких-то присущих ему черт. Это убивающее детей нечто могло принимать любые формы и образы, оно могло казаться чем угодно. Но Кинг не был бы королем ужаса, если бы не сделал свое нечто внушающим первобытный, сковывающий страх. Трудно бояться того, что трудно себе представить. И кинговское “оно” выбрало для своего явления детям образ клоуна Пеннивайза с черными пустыми глазами. Веселого клоуна с рыжими волосами и в желтом костюме — но с черными пустыми глазами. И этого клоуна дети убили.

Так и веселые и заводные it girls, которые на первый взгляд создают жизнь там, где ее вроде бы нет: на скучных светских вечеринках, в глупых ночных клубах и в тоскливых Куршевелях — это веселые клоуны с черными пустыми глазами. Эти существа пожирают окружающий мир и перерабатывают его в светские новости. Они заставляют завидовать себе и хотеть жить так же — и тем самым разрушают мечты, путают мысли и разваливают семьи. Они, кажется, сильны и могучи, за ними бегают поклонники и вице-Ульяны Цейтлины. Но любой ребенок в состоянии их убить.

Вспомните историю с Пэрис и Бритни Спирс. Вспомните недоуменные слезы той же Пэрис, которое выпало смешное и веселое приключение — провести месяц в комфортабельной лос-анжелесской тюрьме. Наверняка старый Хилтон лишил свою неразумную родственницу наследства вовсе не потому, что она пожирает весь мир, а потому, что она на поверку оказалась не страшным “оно”, а простой папиной дочкой, испугавшейся слова “камера”. Простым клоуном с черными пустыми глазами. И старый Хилтон сказал: “Тьфу!”

Вспомните это постоянное “Да ты знаешь, кто я такая?!” в адрес милиционеров и съемочных групп от Ксении Собчак. Ведь все они знают, кто она такая — всего лишь дочка покойного питерского мэра и смешного члена Совета Федерации от республики Тыва, пост которой самизнаетекто дал просто из сожаления. Все знают, что черная пустота глаз желтого клоуна объясняется тем, что за ними попросту ничего нет — знают, и все равно боятся.

И в этом состоит третье, наиболее важное свойство it girls — несмотря на внушаемый ими страх, они крайне слабы. Крутые на первый взгляд It girls на самом деле — плаксивые и неприспособленные к жизни фиалки. Бессмысленные, как бабочки.

Вот они, три основных признака, три свойства того, что не имеет ни признаков, ни свойств. It girl — это звезда ничего, бездельница и, разумеется, плакса. Другими словами — сгустившаяся пустота.

Они были всегда и они будут всегда. Вряд ли кому-нибудь из читающих этот текст предстоит ими стать (it girls не читают газет). Но вряд ли кому-нибудь тех же читающих it girl когда-нибудь принесет какой-либо вред.

А потому — пусть они будут. Как бабочки. Летают — и вроде красиво. А перестанут летать — ну и ладно.
РЕ:Акция

Оставить комментарий

Чтобы оставить комментарий, Вы должны войти в систему.