Сначала надо залогиниться, идiотъ

Ленточки

Я искренне прошу прощения у тех, кто будет читать это в третий раз (то есть — третий год подряд). Однако же у меня работа такая. Обещаю, что больше не буду уже. Уже не понадобится.

————

Четвертый год в канун Дня Победы в России повязывают «Георгиевские ленточки». И четвертый год в средствах массовой информации и просто в блогах продолжаются ожесточенные споры между сторонниками и противниками новой традиции. Традиционные аргументы противников: у большинства населения нет никакого права носить эту ленточку, потому что они не воевали, а повязывание этих ленточек на сумки, автомобили и волосы является страшным кощунством и опошлением идеи победы вообще. Сторонники же ленточек отвечают на это: а нам нравится.

Между тем у акции «Георгиевская ленточка» есть очевидный практический смысл. Дело в том, что день Победы — умирающий праздник. Для людей, родившихся после войны, он не имеет под собой никакой основы. У них не было дня победы, который они могли бы вспоминать. А если у праздника нет очевидной каждому фундаментальной основы — у него должна быть какая-то атрибутика. Новый год — это праздник, в который все ставят ёлку. Пасха — праздник, когда красят яйца. На восьмое марта дарят цветы. Сложившиеся традиции и ритуалы и придают праздникам смысл, поскольку далеко не всех волнует, что там произошло на Пасху, не говоря уж о восьмом марта, фундаментальная основа которого и вовсе практически никому неизвестна.

И георгиевские ленточки придают такой смысл дню победы. Да, это звучит цинично и противоречит модели «святого для каждого русского человека» дня. Но день не может быть святым сам по себе. Эту святость могли чувствовать наши родители, у которых на войне погибли отцы. Ее могли чувствовать и мы — потому что мы помним наших прошедших войну дедов. Но для наших детей та война — не более чем абстракция. Такая же, как Отечественная война 1812 года, дату окончания которой сегодня знают только историки. И если не снабдить 9 мая какими-нибудь аттрибутами — этот день растворится в истории так же, как и день победы над Наполеоном.

Мне могут возразить, что атрибутика есть — салют, например. Или военный парад. Но это касается только больших городов. В небольшом заполярном городке, где прошли первые 17 лет моей жизни, никакого салюта не было. И парада не было. А георгиевские ленточки там сейчас есть.

И если ленточки могут объединить нас некоей общей идеей — то это прекрасно.

Оставить комментарий

Чтобы оставить комментарий, Вы должны войти в систему.